Страницы

Письмо XXIII

Сенека приветствует Луцилия!


Ты думаешь, я буду писать тебе о том, как мягко обошлась с нами эта зима, не слишком холодная и не долгая, какой коварной оказалась весна с ее поздними холодами, и о прочих глупостях, по примеру ищущих, о чем бы сказать. Нет, я буду писать так, чтобы принести пользу и тебе, и себе. Но тогда о чем же мне писать, как не о том, чтобы ты научился правильно мыслить? Ты спросишь, в чем основание этой науки. В том, чтобы не радоваться по-пустому. Я сказал"основание"? Нет, вершина!

Достиг вершины тот, кто знает, чему радоваться, кто не отдает своего счастья на произвол других. Не знает покоя,не уверен в себе тот, кого манит надежда, если даже предметее рядом, и добыть его легче легкого, и никогда раньше она не обманывала.

Вот что, Луцилий, сделай прежде всего: научись радоваться. Ты думаешь, я тебя лишаю множества наслаждений, если отвергаю все случайное и полагаю, что нужно избегать надежд – самых сладких наших утех? Совсем наоборот: я хочу, чтобы радость не разлучалась с тобой, хочу, чтобы она рождалась у тебя дома. И это исполнится, если только она будет в тебе самом. Всякое иное веселье не наполняет сердце, а лишь разглаживает морщины на лбу: оно мимолетно. Или, по-твоему, радуется тот, кто смеется? Нет, это душа должна окрылиться и уверенно вознестись надо всем.

Поверь мне, настоящая радость сурова. Уж не думаешь литы, что вон тот, с гладким лбом и, как выражаются наши утонченные говоруны, со смехом в очах, презирает смерть,впустит бедность к себе в дом, держит наслаждения в узде,размышляет о терпеливости в несчастье? Радуется тот, кто не расстается с такими мыслями, и радость его велика, но строга. Я хочу, чтобы ты владел такою радостью: стоит тебе раз найти ее источник – и она уже не убудет.

Крупицы металла добываются у поверхности, но самые богатые жилы – те, что залегают в глубине, и они щедро награждают усердного старателя. Все, чем тешится чернь, дает наслаждение слабое и поверхностное, всякая радость,если она приходит извне, лишена прочной основы. Зато та, окоторой я говорю и к которой пытаюсь привести тебя, нерушима и необъятна изнутри.

Прошу тебя, милый Луцилий, сделай то, что только и может дать тебе счастье: отбрось и растопчи все, что блестит снаружи, что можно получить из чужих рук, стремись к истинному благу и радуйся лишь тому, что твое. Но что есть это "твое"? Ты сам, твоя лучшая часть! Запомни, что тело, хоть без него и не обойтись, для нас более необходимо, чем важно; наслаждения, доставляемые им, пусты и мимолетны, заними следует раскаянье, а если их не обуздывать строгим воздержанием, они обратятся в свою противоположность. Я говорю так: наслаждение стоит на краю откоса и скатится к страданию, если не соблюсти меры, а соблюсти ее в том, что кажется благом, очень трудно. Только жадность к истинному благу безопасна.

"Но что это такое, – спросишь ты, – и откуда берется?" – Я отвечу: его дают чистая совесть, честные намерения, правильные поступки, презрение к случайному, ровный ход спокойной жизни, катящейся по одной колее. А кто перескакивает от одного намерения к другому и даже не перескакивает, а мечется под действием любой случайности,как могут они, нерешительные и непоседливые, обрести хоть что-нибудь надежное и долговечное?

Лишь немногие располагают собой и своим добром по собственному усмотрению, прочие же подобны обломкам в реке: не они плывут, а их несет. Одни, гонимые волной послабее, движутся медленней и отстают, других она влечет быстрее, те выброшены на ближний берег стихающим течением, эти унесеныв море стремленьем потока. Поэтому следует установить, чего мы хотим, и добиваться желаемого с упорством.

Здесь кстати и заплатить тебе долг. Я могу привести слова твоего Эпикура и так выкупить это письмо: "Тяжко всегда начинать жизнь с начала". Или, если так лучше можно передать смысл: "Плохо живут те, кто всегда начинают жизнь с начала".

Ты спросишь, почему: ибо эти слова нуждаются в разъяснении. – Потому что жизнь у них никогда не завершена. Не может быть готов к смерти тот, кто едва только начал жить. Поступать нужно так, будто мы уже довольно пожили. Но так не может думать тот, кто едва приступает к жизни.

Напрасно мы полагаем, будто таких людей мало: почти все таковы. А некоторые тогда и начинают жить, когда пора кончать. А если тебе это кажется удивительным, я могу удивить тебя еще больше: некоторые кончают жить, так и не начав.

Будь здоров.

6 comments:

  1. В том добродетель, Альбин, чтобы истинной мерой отмерить
    Всем по заслугам людям, с которыми жить нам придется.
    В том добродетель, чтоб каждую вещь разузнать хорошенько,
    В том, чтобы знать, что на пользу идет, по правде и честно,
    Зло от добра отличить, избегая вреда и бесчестья.
    В том добродетель, чтобы меру в стяжанье, предел соблюсти нам,
    В том, чтоб и чести воздать то, что ей надлежит по заслугам,
    В том, чтобы должную дань и богатству отдать, коль придется.
    Злым неприятелем быть порочных людей и порока,
    Добрым защитником быть людей и нравов хороших.
    Правду и честь полюбить, оценить и в жизни держаться.
    Благо отчизны чтоб первым было у нас над другими,
    Родственный долг - чтоб вторым, а уж наш интерес - напоследок.

    ReplyDelete
  2. http://lib.ru/POEEAST/LUCILIJ/lucii1_1.txt

    ReplyDelete
  3. Честно признаться, вот это
    "Благо отчизны чтоб первым было у нас над другими" к сожалению, к огромному сожалению умерло в душе. Потому, собственно, и бегу в Канаду. Да не важно куда - лишь бы дали возможность любить землю, на которой живешь. Отдавать ей свою энергию и получать от нее взамен чувство радости, счастья, покоя.
    А что здесь? Мы так много отдаем ГОСУДАРСТВУ, но так мало остается, чтобы отдать Земле. А в те времена, когда князья испытывали судьбу, катясь брат на брата, тогда ГОСУДАРСТВО и ЗЕМЛЯ - были термины неразлучные и взаимные.
    Что сейчас? Говорим Украина - видим карты кусок, что у моря. Говорим Государство - видим морды свинячьи чиновников ушлых. Произносим Народ - и не чувствуем спину товарища, лишь глаза обозленные, тусклым светом слегка еще тлеющим. Говорим Земля - она есть, вон простирается за горизонт, садом старым, засохшим утыкана, и поля, где скотины копыто уж лет двадцать следов не оставляло.

    Прости, наболело. Но Луцилий как в воду глядел: "чтобы должную дань и богатству отдать, коль придется".
    Вот и отдаем.
    Решено, собираемся, едем, летим, сквозь облака через океан. Хотим жить, а не существовать, созидать, а не корчевать.
    :-)

    ReplyDelete
  4. Очень здорово, тебе бы книги писать

    ReplyDelete
  5. Ну что слова?
    Главнее - что в душе.
    Чтобы народная молва
    Не вешала клише,
    Нам нужно меньше говорить,
    Толкать аморфные речи,
    Нам надо ВЕЧНОЕ творить
    Пока сердечки горячи!!!

    ReplyDelete